"Брошены в бой прямо с колёс, многие уже не вернутся": Шойгу говорил про контроль линии соприкосновения. Правда с фронта

  • Брошены в бой прямо с колёс, многие уже не вернутся: Шойгу говорил про контроль линии соприкосновения. Правда с фронта
    Коллаж Novorosinform
Автор: Редакция Новоросинформ

Им приходилось более года самим покупать себе современные бронежилеты, дроны, РЭБ, другое оснащение. На них не распространяются льготы и преференции контрактников. И они до сих пор в окопах.

Три года назад в России была объявлена частичная мобилизация. Министр обороны Сергей Шойгу тогда заявил, что она необходима для "контроля линии соприкосновения", а 300 тыс. мобилизованных пройдут обязательную боевую подготовку и в будущем будут заменены контрактниками. Однако реальность оказалась иной – многие шли в бой буквально через несколько дней, не успев научиться ничему. Все они до сих пор воюют без ротаций и получают гораздо меньше, чем те, кто подписал контракт.

Коллаж Novorosinform

О том, чем Россия обязана своим "мобикам", "Новороссия" говорит с военным обозревателем Александром Тагировым.

– Что было бы с фронтом без мобилизации 2022 года?

– Подходит лишь одно слово – катастрофа. И именно мобилизованные ценой невероятных усилий и жертв эту катастрофу предотвратили, не допустив ВСУ в Луганск, перемолов их лучшие части под Сватово, Красным Лиманом, Кременной и многими другими ключевыми точками. Именно их действия предопределили нынешние успешные наступления, это необходимо всегда помнить. Как и то, что большинство жертв среди призванных по мобилизации можно было предотвратить. Тогдашний министр обороны обещал и "мобикам", и всему народу совсем другое.

Коллаж Novorosinform

– Вы об отсутствии у большинства необходимой боевой подготовки?

– И не только об этом. Но невыполненное обещание боевой подготовки – пожалуй, самая страшное. Подготовка – единственное, что спасает жизнь на войне человеку, пришедшему с гражданки. Даже если призывник уже служил в армии, даже если он имеет опыт боевых действий, ее нельзя сокращать, ей нельзя пренебрегать.

Об этом отлично знали в ЧВК "Вагнер", отправляя переподготавливаться даже тех, кто возвращался из отпуска. Но в 2022 году Генштаб и Минобороны допустили ситуацию, о которой очень правдиво пишет тг-канал "Военный обозреватель":

Многие резервисты оказались брошены в бой прямо "с колес" буквально в первые дни после призыва, так как ситуация на некоторых участках фронта была доведена до полного краха обороны. Дыры в ней приходилось затыкать наспех вооруженными и оснащенными людьми, еще вчера жившими обычной гражданской жизнью.

"Военный обозреватель" подчеркивает, что с момента объявления мобилизации и по сей день призванные на СВО резервисты так и не были ротированы или демобилизованы.

Большинство мобилизованных до сих пор остаются в окопах, многие уже не вернутся домой, а сам указ о мобилизации не предусматривает сроков ее завершения.

Коллаж Novorosinform

– А сейчас что?

– Ответа на вопрос "Когда произойдет ротация или демобилизация?" не дают. На днях член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник в интервью News.ru заявил, что эту ротацию "ни в коем случае нельзя проводить":

Вероятная ротация – замена опытных мобилизованных бойцов новобранцами, предположу, может повлиять на темп наступления ВС РФ, в том числе замедлить его.

При этом "мобики" за боевые действия получают гораздо меньшую зарплату, чем контрактники. При "заходе" они получали не более 400 тыс., в отличие от контрактников. Им приходилось более года самим покупать себе современные бронежилеты, дроны, РЭБ, другое оснащение. Либо брать то, что давали со складов. А сами понимаете, что там было...

При этом на них не распространяются льготы и преференции контрактников, например, в той же программе "Время героев" они участвовать не могут, их с фронта никто не отпустит. А значит, не смогут вписаться в любые ветви власти, заменив собой вороватых бюрократов.

– Но сейчас мобилизованным массово предлагают подписывать контракты. Прочему они так неохотно на это соглашаются?

– Некоторые военкоры и военблогеры считают, что в душах большинства "мобиков" живет надежда, что демобилизация состоится раньше, чем закончится война. Но мне ближе точка зрения Никиты Третьякова, десантника, автора волонтерского проекта "Буханочка", военкора. Он ушел на фронт в первые дни мобилизации как доброволец, на войне потерял ногу, но не перестал стремиться на передовую.

Коллаж Novorosinform

Третьяков пишет, что большинство "мобиков" шли воевать не по зову сердца или по высоким идейным соображениям, а из законопослушности, из порядочности. И в обмен получили "бессрочную службу, выполнение любых задач любой ценой при любой, даже отрицательной, обеспеченности действий". Но у этих людей сформировалась своя гордость. Боец говорит:

Мобилизация сковала в единое целое человеческую судьбу, судьбу нашей страны и этой войны даже для тех из нас, кто никогда не думал такими категориями. Мы делали и будем продолжать делать свою фронтовую работу. Мы – те, кто пришел на зов страны и государства в труднейшую минуту. Мы – гражданские люди, верные военной присяге. Мы – пахари этой войны. Мы – мобилизованные.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров