Заговор против русских очевиден: Нас грабят свои же каждый день?
-
Коллаж "Новороссии"
Россию поглощает "вирус ощущения стабильности". Страну поглощает шринкфляция. Её насаждают производители продуктов. Подробности – в материале "Новороссии".
Нехитрое исследование цен на продукты показывает скрытое подорожание. Собеседница "Новороссии", экономист Елена Подгорная поясняет это так: потребитель этой схемы не замечает, упорно реагирует только кошелек. А называется это явление шринкфляция.
– Как она работает, это можно показать на конкретном примере?
– Запросто. Взять хотя бы манипуляцию с весом и ценой на такой общедоступный продукт, как масло. Это, можно сказать, образцовый пример шринкфляции, хоть в учебники вставляй, когда таким образом сдерживается цена за счет веса.
В 2022 году пачка масла весила 400 граммов, в 2026 году – 340 граммов.
Коллаж "Новороссии"
Как правило, большинство потребителей такого "похудания" не сильно замечают. А производитель, используя этот прием, радикально меняет реальную стоимость продукта.
– А как эта штука выглядит в цифрах?
– Смотрите, в 2022 году пачка масла весом 400 граммов стоит 385 рублей. В этом году та же пачка масла весом 340 граммов стоит 399 рублей…
– Так это мизер, всего 14 рублей.
– На первый взгляд, это так. Всего плюс 3,6%. Кажется, что производитель сдерживает цены. Но, если посчитать стоимость не упаковки, а стандартной единицы продукта (100 граммов), получаем, что в этом году эти сто граммов стоят уже не 3,6%, а 21,9% (399 руб./340 = 117,35 руб.).
– То есть покупатель платит на пятую часть больше за тот же фактический объем продукта?
– Да, сокращение массы на 60 граммов (или 15%) маскирует рост издержек.
В пересчете на год этот прием давал стабильное скрытое подорожание примерно на 5,1% ежегодно. Инфляцию как бы и не видно, но кошелек потребителя ее прекрасно ощущает.
Коллаж "Новороссии"
При этом создается некая иллюзия стабильности за счет почти не измененного ценника на полке. А на самом деле производитель не только компенсировал возросшие издержки (сырье, логистика) за счет сокращения фасовки, но и переложил груз инфляции на покупателя в замаскированной форме.
– Так значит, если после очередного похода в магазин обнаружилось, что, к примеру, в пачке гречки теперь не килограмм крупы, а 930 граммов, значит, произошла шринкфляция?
– Совершено верно.
– Но уменьшая на 10% количество продукта, производители тем самым делают его цену более доступной. Вместо 1 литра молока выпьет человек 930 мл, немного меньше, зато и денег потратит меньше.
– При шринкфляции покупатель на самом деле всегда тратит больше, хотя внешне это не заметно для него. Выигрывают всегда производитель и торговая сеть.
Коллаж "Новороссии"
– А какие примеры шринкфляции, кроме масла, можно еще привести?
– Например, куриные яйца – это вообще символ шринкфляции 2019 года. Тогда в Сети появилась фотография упаковки из девяти яиц и сразу стала мемом.
Кисломолочка – еще в 2013 году сметана одного из производителей весила 350 граммов, сейчас она весит 315.
А в 2025 году чемпионом по шринкфляции стали упаковки с орехами и сухофруктами, которые "похудели" на 22%, почти на четверть пачки, а также шоколад, кофе, сладости.
Шринкфляции могут быть подвержены практически любые товары: косметика, бытовая химия и даже ювелирные изделия. К этому прибегают, чтобы не отпугнуть покупателей повышением цены. И законодательство производители не нарушают, у нас не запрещено менять размеры и состав продуктов.
Люди начинают экономить и покупать более дешевые товары. А производителям нужно удержать покупателей.
Коллаж "Новороссии"
– Но производители как-то должны указывать, что изменился вес, состав, объем продуктов на упаковке?
– Они и указывают, но маленькими буквами. Надо лупу брать, чтобы прочитать то, что написано. Хотя на Западе, в той же Британии или Франции, откуда, кстати, и пришла к нам шрикнфляция, магазины обязаны заметно маркировать товары с нестандартными объемами. У нас эту инициативу отклонили.
Кстати, есть еще такой способ, к которому прибегают производители, когда одновременно с уменьшением массы и других показателей могут менять рецептуру продукта в худшую сторону. У этого процесса есть свое название – скимпфляция.
– Ну, это вообще обман. Заговор против русских очевиден: нас грабят свои же граждане в магазинах. Каждый день.
– Что называется, не нравится – не ешь… Если стоит задача, чтобы человек, к примеру, оставил в магазине тысячу рублей, а вы понимаете, что при повышении уровня цен он не сможет купить уже даже за 100 рублей, тогда прибегают к разным уловкам. Хотя шринкфляция – это не уловка, а рыночная модель.
Коллаж "Новороссии"
– А можно ее как-то регулировать? Хотя бы заставить производителя указывать цену за конкретное количество, за литр или килограмм.
– Теоретически можно, хотя я не уверена, что это будет сделано. Для этого нужно заинтересовать многих игроков, и прежде всего госорганы. Есть более простой выход, но здесь тоже нужна заинтересовать государства. Установить минимальную заработную плату в размере, эквивалентом тысяче евро. И тогда мы уйдем от шринкфляции.
