Удар по "Садоводу" и "Фуд Сити": Путин меняет правила игры

  • Удар по Садоводу и Фуд Сити: Путин меняет правила игры
    Коллаж NovorosInform
Автор: Редакция Новоросинформ

Созданные диаспорами ОПГ лишаются крупнейших источников теневого дохода. Россия вступает в период жестких, но необходимых перемен.

Государство берется за наведение порядка в самой сердцевине теневой экономики. Что означало выступление Владимира Путина на недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и национальным целям? Об этом "Новороссия" говорит с обозревателем "Царьграда" Константином Двинским.

– На заседании Совета прозвучали весьма жесткие оценки. Президент фактически констатировал провал прежних экономических подходов к развитию России...

– Вы абсолютно правы. Владимир Путин публично зафиксировал исчерпание старой модели экономического развития и нелицеприятно расставил все точки над "i". Фактически он заявил о том, что прежние механизмы либо исчерпали себя, либо демонстрируют крайне низкую результативность. Это сигнал о начале глубокого структурного передела всей системы управления, где цена персональных ошибок будет предельно высокой.

– Что, по вашему мнению, стало самым важным в его выступлении?

– Думаю, что два блока. Первый, где речь шла о тотальном и системном "обелении" экономического контура, доведение этой работы до логического завершения. И второй – признание катастрофического отставания в росте производительности труда, что в современных условиях является прямым ограничителем для суверенного развития.

– Давайте подробнее о первом пункте – борьбе с теневой экономикой.

Президент очень конкретно об этом сказал: акцентировал необходимость усиления контроля за обращением наличных и заявил об устранении "незаконного оборота продукции на оптовых и розничных рынках". Причем подчеркнул, что "порядок надо навести обязательно и на оптовых, и на розничных рынках".

Коллаж NovorosInform

– Это удар по известным точкам, вроде "Садовода" и "Фуд Сити"?

– Безусловно, и это – давно назревшая мера. Цифровая экосистема контроля, выстроенная премьер-министром Михаилом Мишустиным за предыдущие годы, уже серьезно сузила поле для маневров в белом и сером сегментах. Однако остались анклавы, где криминал сросся с бизнесом. Речь о целых инфраструктурных узлах – крупных оптово-розничных кластерах и рынках, которые превратились в финансовые и товарные хабы теневой экономики. Через них идет оборот контрафакта, серого импорта, там концентрируется нелегальная, преимущественно миграционная, занятость.

– И что тогда будет с тем же пресловутым "Садоводом"?

– Это приведет к его закрытию, как и закрытию всех подобных структур. Без налички эти псевдорынки, существующие в своих отдельных юридических и этнических реалиях, просто рухнут. Усиление контроля за наличным денежным обращением – это прицельный демонтаж финансовых основ, которыми пользуются ОПГ, созданные диаспорами.

– Вторая болезненная тема – производительность труда. Почему нацпроект, на который возлагались большие надежды, дал такой скромный результат – среднегодовой рост производительности лишь на уровне около 0,7%?

– Потому что подход был во многом бюрократическим и оторванным от реальности. Ведомства сосредоточились на промышленности, где рост шел в основном за счет внутренних ресурсов корпораций. А гигантский сервисный сектор, где сосредоточена основная масса занятых и где колоссальный потенциал автоматизации, оказался вне фокуса внимания. Получилось, что Минэкономразвития фактически провалило ключевую задачу десятилетия, показав среднегодовой рост около 0,7%, – это уровень стагнации. В условиях острейшего дефицита кадров такая ситуация – прямой путь в тупик. Недовольство Верховного главнокомандующего абсолютно оправдано: без прорыва в эффективности мы не сможем обеспечить ни технологический суверенитет, ни достойный уровень жизни граждан.

Коллаж NovorosInform

– Какие практические последствия ждут экономику и бизнес после таких заявлений?

– Мы вступаем в период жестких, но необходимых перемен. Путин меняет правила игры. Обеление становится тотальным – прятать наличные и выводить обороты в тень будет практически невозможно. Государство заходит в самые труднодоступные уголки экономики. Что касается производительности, то здесь нас ждет переход к отраслевому диктату эффективности.

– Проясните про диктат?

– Бюджетные стимулы, госзаказ, доступ к ресурсам будут жестко привязаны к конкретным показателям отдачи. Госкорпорации будут обязаны стать драйверами внедрения новых технологий. Причем госкорпорации и их топ-менеджеры как якорные заказчики технологических решений будут нести персональную ответственность за результат. Это болезненная, но единственно возможная перезагрузка. Либо мы заставляем экономику работать с максимальной отдачей, выкорчевывая коррупцию и непрофессионализм, либо упремся в потолок низких темпов роста при растущих вызовах. Выбор сделан, и он правильный.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров