У Путина лопнуло терпение: "Народ трогать нельзя". Россия переходит на "экономику высоких зарплат". Но есть нюанс
-
Коллаж Novorosinform
Либеральное крыло правительства, привыкшее спускать на тормозах поручения президента, оказалось под ударом. Подробности читайте в материале "Новороссии".
О главном событии на ВЭФ-2025 говорим с обозревателем "Царьграда" Иваном Прохоровым.
– Можно ли сказать, что на Восточном экономическом форуме Владимир Путин очертил "красные линии" для правительства и Центробанка?
– Безусловно. Главный сигнал в этой речи президента: латать бюджетные дыры за счет простого народа больше не получится. Налоговое удушение граждан объявлено вне закона. Как точно подметил доктор политических наук, первый министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук:
Своим выступлением президент осадил ретивых чиновников, которые, прошляпив российские резервы и ресурсы экономики, не развивая их, решили, что люди – это новая нефть, а налогообложение основной массы населения, а не богатых и сверхбогатых людей – способ решения проблем бюджета.
Путин ясно указал, что такие проблемы не должны решаться за счет населения. Это прямой сигнал министрам и депутатам – хватит прикрываться макроэкономическими формулами и забирать последнее у людей.
– Путин похвалил финансовые власти за "профессионализм", но одновременно раскритиковал последствия высокой ключевой ставки. Это тоже указание для ЦБ?
– Мне кажется, что прямое. Президент дал понять, что борьба с инфляцией не может душить экономику и превращать народ в заложников. Он прямо заявил, что стагнации в экономике нет, но это слабо утешает тех, кто видит, как кредиты становятся недосягаемыми, а цены растут быстрее зарплат. Ведь высокая ставка гасит не только инфляцию, но и рост спроса, кредитование и целые отрасли.
Коллаж Novorosinform
– А насколько вообще эффективна политика нашего Центробанка?
– Доктор экономических наук Валентин Катасонов в интервью телеканалу "Царьград" рассказал, что из 12 лет при главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лишь три года инфляция укладывалась в норматив в 4%. И цифры профессора Катасонова говорят сами за себя. Они ставят под сомнение эффективность выбранного монетарного курса. Другие эксперты, как, например, директор Центра исследований и социальной экономики Алексей Зубец, полагают, что ставка будет снижаться. Он прогнозирует ее падение до 14% к концу года, признавая, что "идет довольно резкое торможение экономики". Зубец прямо заявляет, что госпожа Набиуллина "удушила экономику" своей ставкой и целый ряд секторов промышленности находится в очень тяжелом положении.
– Новой идеей форума стала "экономика высоких зарплат". Как это понимать?
– Президент подчеркнул, что это реальная стратегия, имеющая экономический смысл. Он привёл в пример Дальний Восток, где за 10 лет средняя зарплата выросла в 2,5 раза. Алексей Зубец объясняет, что Россия уже объективно движется в этом направлении:
Замеры желаемых зарплат ежегодно растут процентов на 20. И это говорит о том, что соискатели вакансий понимают: спрос на труд в России растет. Зарплаты — это реальный показатель того, что люди живут лучше.
Эксперт делает важное наблюдение: может идти "распараллеливание процесса". С одной стороны, экономика будет тормозить, а с другой – люди будут жить лучше из-за роста реальных доходов.
Коллаж Novorosinform
– Однако как эта стратегия сочетается с ростом цен на базовые товары, например на бензин?
– Вот здесь мы и сталкиваемся с ключевым противоречием. Россия хоть и переходит на "экономику высоких зарплат", но есть нюанс. Можно декларировать рост доходов, но, если цены на топливо, а вслед за ним на логистику и на товары растут быстрее, эффект сводится к нулю. А причина в том, что, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, "в каждом литре бензина заложено 70-80% всевозможных налогов, акцизов". Государство сделало бензиновые налоги своей "дойной коровой". Отсюда и парадокс, что, будучи энергетической сверхдержавой, мы имеем внутренние цены на топливо, которые зачастую выше, чем в Европе. Теоретически снизить цены можно, отменив акциз, что даст снижение на 10-13 рублей за литр, но это потребует пересмотра налогового законодательства, на что правительство, судя по всему, пока не готово.
– Какой итоговый политический смысл выступления президента?
– Уверен, что это – прямое предупреждение. Либеральное крыло правительства, привыкшее спускать на тормозах поручения президента, оказалось под ударом. Теперь за каждую инициативу, которая "бьет по людям", будут спрашивать персонально. Путин дистанцировался от идеи "новой нефти" в виде налогообложения простых граждан и дал понять, что народ трогать нельзя. А ответственность за последствия ляжет на тех, кто проталкивал одиозные решения. Народ ждет не красивой статистики, а конкретных действий: снижения налогов, доступных кредитов, реальных шагов к "экономике высоких зарплат". Если власть не справится, внимание общества будет обращено на самый верх. Терпение президента, судя по всему, лопнуло, и это не фигура речи.