Трудовые пчелы экономики ДНР: Донецкий предприниматель о проблемах и перспективах отечественного бизнеса

  • Трудовые пчелы экономики ДНР: Донецкий предприниматель о проблемах и перспективах отечественного бизнеса
    Фото: globallookpress.com/Nikolay Gyngazov
Автор: Редакция Новоросинформ

ДНР держится на активных деловых людях, способных в условиях бюрократических препон и сложностей военного времени создавать материальный базис республики. Так считает Владимир Березин, предприниматель из Донецка с 23-летним стажем.

Предприниматели ДНР – особая прослойка активных и отважных людей, которые, несмотря на сложные, подчас невозможные для коммерции обстоятельства, способны что-то предпринимать, создавать и строить.  Именно они, деловые люди, вливают в экономику Донбасса жизнь, способствуя развитию региона, созданию рабочих мест, а значит, и доходов для других.

Предприниматели, что трудовые пчелы, укрепляют в государстве материальную основу, но только в том случае, если их самих берегут и создают благоприятный для их деятельности деловой климат. По сути, это является аксиомой для любой власти, радеющей о развитии страны и благополучии народа. Такое мнение высказал Владимир Березин, донецкий предприниматель, в беседе с корреспондентом Новороссии:

"Государство в первую очередь должно создавать условия, в которых бы развивалось предпринимательство. К сожалению, у нас, в ДНР, с этим пока сохраняются проблемы. На это есть свои причины, как объективные, так и созданные искусственно".

Одной из объективных причин, которые усложняют жизнь отечественного предпринимательства в ДНР, Березин назвал военную ситуацию:

"Большинству известен лозунг: "Все для фронта, все для победы". В свое время этот лозунг мотивировал советских людей в их борьбе с гитлеризмом. Сейчас, учитывая военную ситуацию в Донбассе, лозунг по-прежнему актуален, в условиях военного времени предпринимательство также включается в мобилизационную повестку. Это те объективные обстоятельства, те риски, которые должен учитывать предприниматель, осознавая, что во время войны покупательная способность населения сильно ограничена, зато появляется, например, спрос на военную амуницию и пр".

Однако ведение предпринимательской деятельности, по мнению Березина, в республике затруднено также бюрократическими препонами, созданными искусственно:

"Существует две проблемы – это отсутствие кредитования и дополнительная налоговая нагрузка. В республике, к примеру, нет банков, которые могли бы кредитовать предпринимателей под выгодные проценты. Республиканский банк (ЦРБ) выдает только мини-кредиты физическим лицам в размере 50-ти тысяч рублей. Декларируемые программы развития малого и среднего предпринимательства, по сути, недоступны для большинства из-за бюрократических сложностей и в основном нацелены на "своих да наших". Такая практика широко использовалась на Украине, поэтому мои соотечественники из Донбасса, предприниматели, боролись за республику, предполагая, что такого произвола у нас быть не должно".

По словам дончанина, для поддержания отечественного предпринимательства следует широко внедрять в деловую среду программы кредитования, изучая успешный опыт разных стран, в том числе российский:

"Множество банков все риски, существующие при невозврате кредитов, стараются переложить на предпринимателя, отсюда может набегать высокий процент, под 20-30% годовых, что препятствует развитию бизнеса. Также следует разработать программу банкротства, в случае если предприниматель не в состоянии выплачивать налоги и пр. У нас об этом часто заявляют с высоких трибун, но в реальной жизни этого не наблюдается".

Кроме налога, на предпринимателей республики накладывается так называемая дополнительная налоговая нагрузка, которая также не способствует активной деловой жизни. Поскольку в России этой нагрузки на бизнес нет, предприниматели ДНР, по словам Березина, рассчитывают, что ее не станет и в республике.

"По закону, если ты, например, ООО (общество с ограниченной ответственностью), ты должен платить полтора процента с оборота и 20% с прибыли. Однако, кроме основных налогов, предпринимателю устанавливают фиксированный – не менее 3% процентов с валового дохода. Это и есть налоговая нагрузка, которая, по сути, как бы незаконна и неофициальна. Тем не менее, налоговая служба будет долго и упорно проверять предпринимателя, если он вздумает не выполнить этих условий. А если выполняешь, значит, все нормально, ты как бы "свой", поэтому никто из проверяющих органов тебя не тревожит…"

Особенно осложняли жизнь и ведение предпринимательской деятельности попытки втянуть деловых людей в коррупционные схемы, которые, увы, имели место в ДНР до начала СВО. Березин назвал это "тяжелым украинским наследием".

Предприниматель рассказал, что его самого после отказа участвовать в незаконных схемах проверяли несколько раз, и особенно придирчиво – представители пожарной службы.

"Я двадцать три года назад организовал предприятие по производству мебели. Это привлекло внимание нескольких чиновников, в частности, заинтересовали мои контракты на поставку стройматериалов в местную сеть гипермаркетов "Галактика", появились скользкие предложения… Мой бизнес-партнер рассказал мне, как несколько лет назад госслужащий также предлагал ему наладить схему по продаже стройматериалов, поставляемых в качестве гуманитарной помощи из России. После отказа участвовать в незаконных схемам нашу мебельную фабрику "проверяли" с пристрастием несколько раз, затем на два года предприятие закрыли, но все изменилось с начала СВО".

По мнению донецкого предпринимателя, созданию комфортной среды для развития коррупционных схем, пронизывающих различные уровни власти и представлявших серьезную проблему для отечественного бизнеса, пришел конец после начала спецоперации:

"Многие дончане еще помнят, как в эфире федерального телеканала "Россия-24" вышел сюжет, разоблачающий соратника покойного главы Александра Захарченко, бывшего министра доходов и сборов Александра Тимофеева ("Ташкента"). Сообщалось, что Тимофеев был создателем ряда "серых схем", а также замешан в контрабанде сырья и энергоресурсов, имевших место в ДНР".

Хорошим фактором, по словам предпринимателя, является положение, запрещающее осуществление подобного рода "проверок" малого и среднего бизнеса во время СВО.

"Проверяющим органам сейчас запретили это делать. А до СВО проверяли активно и часто. К сожалению, для некоторых бюрократов это являлось дополнительным заработком: придраться же ко всему можно..." - добавил предприниматель.

При этом Березин подчеркнул, что в самой предпринимательской среде здоровый деловой климат во многом зависит от тех правил, которые "исповедует" власть.

"Имеются случаи, когда предприниматели, чтобы сэкономить, платят своим работникам с рук, не оформляя их официально. Это, конечно, плохо и неправильно. Но надо помнить, что предприниматель работает в определенных условиях, то есть он вынужден подстраиваться под условия, создаваемые властью. Когда, например, с 10 млн платишь 10% – это одно дело, и совсем другое, когда со ста рублей ты должен заплатить те же 10 процентов…"

Донецкий предприниматель полагает, что наличие здоровой предпринимательской среды зависит от разумных действий властей и их заинтересованности в развитии бизнеса в регионе. 

"Это во многом напоминает процесс воспитания. Как дитя воспитаешь, такая и отдача будет от него. В бизнесе аналогично: какие созданы условия, так и будут работать люди, и отдавать в будущем. Например, молодой человек, который закончил институт, разработал свой бизнес-план, но денег у него нет. Проинвестируйте его с условием, что 50% будут его, а  50% пойдет в государство. Возможно, в дальнейшем этот молодой человек захочет эту долю выкупить, пусть выкупает, пусть трудится… В этом случае государство также в накладе не останется, в бюджет пойдут уже другие деньги. Но, чтобы возникла эта обоюдная заинтересованность, по моему мнению, в государстве должны произойти изменения на политическом уровне", - резюмировал донецкий предприниматель.

Автор: Наталья Залевская

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров