Террористы проволокой открыли двери СИЗО. А дальше было самое интересное. "Это нереально"

  • Террористы проволокой открыли двери СИЗО. А дальше было самое интересное. Это нереально
    Коллаж Novorosinform
Автор: Александр Тагиров

"Два нищих – кому они нужны?" Зачем понадобилось организовывать побег, рискуя собственной свободой? Вопросов много. Ответов нет.

Чрезвычайное происшествие в следственном изоляторе № 1 Екатеринбурга, откуда 1 сентября сбежали Александр Черепанов и Иван Корюков, приговорённые к 7 и 9,5 годам колонии за попытку поджога военкомата, вскрыло целый ряд системных проблем в пенитенциарной системе. Чтобы разобраться, как такое могло произойти, "Новороссия" поговорила с отставным полковником ФСИН, пожелавшим остаться неназванным.

Волшебство с проволокой?

– Давайте начнем с новой, опубликованной в медиа фактуры. Как пишет издание Baza, из камеры преступники вышли так: Черепанов с помощью куска проволоки вскрыл сначала "кормушку" в двери камеры, а затем и саму дверь. Это реально вообще?

– "Кормушку" с помощью проволоки можно открыть, если постараться и никто не мешает. Но проволокой же через "кормушку" вскрыть щеколду и накладной внешний замок камеры – нереально. Я бы предположил, что преступник сумел выбраться через "кормушку" в коридор и вскрывал замок уже оттуда, – такие случаи в системе ФСИН были. Кстати, один из осужденных, который был задержан при выполнении такого "трюка", на воле обкрадывал первые этажи, пролезая в квартиры через советскую решетку типа "солнышко" – в тот самый крохотный полукруглый сектор в нижнем углу.

– Как ему это удавалось?

– Был очень худой и имел вывихнутое плечо. Но еще раз подчеркну – на такую акробатику способны единицы.

– А проволоку-то они где взяли? И почему она не была изъята при обыске камеры? Это же запрещенный предмет?

– Взять могли где угодно. Например, расплели часть сетки в прогулочном дворике, пока сотрудники отвлеклись. Или кто-то из хозбанды (отряд осужденных, выполняющий хозяйственно-бытовые работы в учреждении – ред.) доставил в обмен на пачку сигарет, или из соседней камеры передали с помощью "коня" – веревочки из ниток. А вот почему не изъяли, очевидно – сотрудников нет. Недавно замдиректора ФСИН Александр Розин наконец-то озвучил, что в системе некомплект от 30%, в некоторых регионах – до 50%. Во время кадрового голода не до тщательных обысков.

– И поэтому же никто не увидел, как преступники бегут по коридору?

– Да, об этом изначально сотрудники СИ-1 и говорили. У них не хватает "продольных", то есть тех, кто осуществляет контроль именно в коридоре. На ночь на два корпуса СИЗО оставался дежурить только один контролер, при том что в данном екатеринбуржском СИЗО 1800 "посадочных мест", это одно из самых крупных учреждений такого типа в России. Тупо некому было визуально на самом "продоле" обнаружить нездоровую суету с "кормушкой", поэтому же своевременно не увидели побег на мониторах видеонаблюдения…

– А камеру беглецов точно не могли открыть снаружи?

– Если бы это были какие-то авторитетные воры, можно было бы задуматься. Но тут, по тюремной квалификации, "два нищих щегла". Кому и зачем понадобилось бы организовывать им побег, рискуя собственной свободой?

"Лучше труп, чем побег"

– Издание Ural Mash обнаружило в соцсетях восторженные сообщения бывших сидельцев, которые описывали екатеринбуржский СИЗО-1 как санаторий, где у них была регулярная возможность употреблять алкоголь и наркопрепараты, пользоваться услугами девочек по вызову и даже ходить друг к другу в гости…

– Я такого о первом СИЗО в Екатеринбурге не слышал. Пусть эти слова останутся на совести тех, кто писал и якобы пользовался подобной роскошью на постоянной основе.

– То есть на непостоянной основе такое все же было возможно?

– Повторюсь: в отношении СИЗО-1 Екатеринбурга я таких данных не имею, о таком не слышал. Хотя отдельные факты подобного в других учреждениях ФСИН России периодически становятся известны. Если подобное вскрывается, то сразу выходит на уровень Москвы – для сотрудников это оканчивается очень плохо. В системе ФСИН есть поговорка – "лучше труп, чем побег". А такая вольница, как описывается, всегда заканчивается как минимум побегом. Как максимум – бунтом. 

– Так побег и случился. И после него начальник СИЗО был отправлен в отставку по собственному желанию – ничего хуже этого с ним не произошло.

– Потому и не произошло, что жулики сбежали не по причине того, что СИЗО как "санаторий". А из-за нехватки сотрудников. Откуда начальнику СИ взять недостающие кадры? Он не Господь, чтобы из глины их налепить в нужном количестве.

– Есть ли уверенность в том, что обстоятельства произошедшего в свердловском ФСИН не лакируют "задним числом"?

– У меня – безусловно, есть. На каждый подобный случай срочно выезжает комиссия из московского главка ФСИН. Там такие погоны и такие должности… Любые попытки регионалов как-то приукрасить события, как-то уговорить проверяющих не придавать значения тому или иному факту – москвичам по боку. Они никого не жалеют, им никто не свой, у них задача – собственный мундир уберечь. В том числе и поэтому можно уверенно говорить – бывший начальник СИЗО делал все, что мог, и нес свою службу достойно. Иначе его бы в обычную отставку не отправили.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров