"Ситуация паршивая": Блокировка Telegram в России поможет ВСУ? Чиновникам задали неудобные вопросы
-
Коллаж "Новороссии"
Замедление мессенджера вызвало бурю эмоций у фронтовиков и военных волонтёров. Войска лишают связи. В чём замысел чиновников?
Роскомнадзор критично замедлил мессенджер Telegram. РКН сообщил, что ограничения в работе вызваны тем, что Telegram не исполняет законы России, не защищает персональные данные и не предпринимает реальных мер противодействия мошенничеству, поэтому дальнейшая работа по его замедлению будет проводиться до устранения нарушений законодательства РФ.
Однако первые же сообщения с фронта показали, что замедление ударило вовсе не по мошенникам, а по нашим бойцам, потерявшим оперативную связь. На фоне отключения Илоном Маском терминалов Starlink с целью их регистрации только для ВСУ – это прямая угроза боеспособности войск. Но этим список вреда от решения РКН не ограничивается. Эксперты указывают: замедление "телеги" наносит серьезнейший удар по информационному фронту и международному влиянию России.
Передовая сыплет проклятьями
Telegram давно стал инструментом оперативной коммуникации для русской армии – практически все горизонтальные связи подразделений выстроены на базе тг-чатов. Более того, на них же организованы самодельные разведывательно-ударные комплексы. В первые же часы замедления известному екатеринбургскому блогеру и общественнику Сергею Колясникову (Zergulio) пришло сообщение от земляка, воюющего на Запорожском направлении:
Комвзвода в сердцах только что выдал – гореть им в аду, тем, кто TG блокирует. Практически все взаимодействие в TG, а у нас взвод сбора и эвакуации раненых, если что, на переднем крае. Не грузит ни-че-го. Одни эмоции остались, слова закончились...
Коллаж "Новороссии"
Неудобные вопросы чиновникам задают и другие. Мобилизованный боец, ведущий канал "Vault 8. Убежище №8", описывает еще одну причину, почему наши бойцы пользуются Telegram. Российские военные мессенджеры в армии есть, но они… малодоступны:
Угадайте, что нужно сделать, чтобы заполучить прошитый смартфон? Купить его и отдать на прошивку! Вдобавок один из военных мессенджеров периодически слетает, телефон приходится сдавать на перепрошивку, а это на пару недель минимум. Все это уже сказалось на связи в войсках самым отрицательным образом.
Возмущены и известные военные волонтеры, чья работа без Telegram буквально встанет. Ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества Анатолий Кольчинский ("Пионер") пишет:
Сейчас вся наша гуманитарная помощь осуществляется только благодаря платформе "Телеграм", и то, что сейчас с ним происходит, – это выстрел себе в колено.
Алексей Пилько, политолог и директор Евразийского коммуникационного центра, прямо называет возможную блокировку "прямым вредительством". Он рассуждает, что это поможет ВСУ, ведь наша армия будет ослаблена:
Тезис "Замедлил Telegram – помог ВСУ" имеет в нынешних условиях весьма актуальный смысл.
Информационный фронт: добровольная капитуляция?
Популярный мессенджер за последние годы стал мощнейшей площадкой для русскоязычного патриотического контента. Через него десятки миллионов людей по всему миру, включая жителей Украины и стран СНГ, получают информацию о реальном положении дел и точке зрения России. Тг-канал "Историк-алкоголик" приводит ошеломляющие цифры:
В мире 253 млн русскоязычных. Несложно посчитать, что 107 млн из них живут за пределами РФ – 42%. "Телеграм" – по сути, главный инструмент коммуникации того самого русского мира, ради которого была начата СВО. Отсечь 42% русскоязычных читателей от основных русскоязычных авторов – это мечта любого украинского националиста.
Коллаж "Новороссии"
Политолог Алексей Пилько придерживается аналогичного мнения: блокировка Telegram "стреляет в голову российской пропаганде и патриотическому интернету". Лишив себя этого инструмента, Россия добровольно отказывается от мощного канала влияния, а освободившееся пространство моментально займут альтернативные, откровенно враждебные точки зрения.
Откуда подавляющее большинство украинцев получает информацию о том, что на самом деле происходит на фронте? Из российских тг-каналов. Вместо того чтобы пользоваться преимуществами площадки, кто-то пытается убрать оттуда нашу точку зрения. В итоге ситуация паршивая, когда создание проблем Telegram прямо вредит национальным интересам России.
Государственный пат
Парадокс ситуации в том, что государственный аппарат, действуя в рамках жестких регламентов, может наносить ущерб самому себе. Чиновник вынужден исполнять предписание, накладывать штрафы и применять запретительные меры, даже отдавая себе отчет в их потенциальном вреде. Об этом пишет отставной офицер спецназа, ведущий канал Hard Blog:
Дуров демонстрирует принципиальность и отказывается от взаимодействия. Что должно делать государство? Развести руками? Оно выносит предписание, потом налагает штраф, а потом неизбежно начинает использовать карательные меры. Да, в блокировке "телеги" больше вреда, чем пользы, чиновник это прекрасно понимает. Но он все равно вынужден действовать по регламенту.
Коллаж "Новороссии"
А в российском обществе тем временем крепнет убеждение, что за всеми действиями РКН по замедлению "телеги" стоят не столько соображения безопасности, сколько интересы бизнеса, стремящегося к монополии на рынке коммуникаций. Депутат Госдумы Михаил Матвеев убежден:
Не нужно недооценивать упорства людей, пилящих сук. Думают они о фронте или "мягкой силе"? Нет, они думают о цензуре и об уничтожении конкурентов для их бизнеса. В стремлении всё "лишнее" заблокировать сошлись две составляющие – "мания преследования" власти и умелая игра на ней тех, кто хочет на создаваемой монополии, всех этих "белых списках", "национальных месседжерах" и т.д. заработать.
P.S. Когда материал уже был готов к публикации, стало известно о заявлении пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Он прокомментировал ситуацию так:
Я вижу и читаю заявления Роскомнадзора о том, что принято решение тормозить работу Telegram в связи с тем, что компания не выполняет требования российского законодательства. Ну, очень жаль, что компания не выполняет [требования], но есть закон, который нужно выполнять.
Эти слова не оставляют сомнений – замедление ТГ будет продолжаться, несмотря на все протесты общества и фронтовиков.
