Русские всё стерпят": В НАТО заигрались и пошли на абордаж. Почему Минобороны молчит?
-
Коллаж NovorosInform
В Северной Атлантике американские военные корабли и три разведывательных самолета 17 суток преследовали российский нефтяной танкер "Маринера". 7 января судно захватили.
Беспрецедентная акция, затеянная США под предлогом санкций – прямой вызов не только международному морскому праву, но и самой способности России защищать свои интересы за рубежом.
Под прицелом Пентагона: от Карибского моря к берегам Британии
Согласно опубликованным CNN деталям, ранее "Маринера" носила название Bella 1. Судно было внесено американскими властями в санкционный перечень так называемого "теневого флота России" еще в 2024 году. В декабре 2024 года танкер взял курс к берегам Венесуэлы, однако был вынужден изменить маршрут, чтобы уклониться от вероятного захвата со стороны береговой охраны США. В условиях нарастающего преследования на мачте танкера был поднят государственный флаг России, а экипаж заявил о нахождении под защитой нашей страны. В скором времени судно было официально зарегистрировано под российской юрисдикцией и получило свое нынешнее имя – "Маринера".
1 января правительство РФ направило дипломатическую ноту Соединенным Штатам с требованием прекратить преследование шедшего в Венесуэлу танкера Bella 1. В документе указывалось, что новый юридический статус судна серьезно осложняет любые попытки его захвата. Информацию об официальном требовании МИД России прекратить попытки перехвата корабля опубликовала газета The New York Times.
Телекомпания CBS News в свою очередь уточняет, что перехват танкера является частью более широкой кампании давления, которую США продолжают оказывать на Венесуэлу.
В понедельник, 6 января Министерство иностранных дел России опубликовало заявление, из которого следует, что наше государство "с тревогой отслеживает аномальную ситуацию" вокруг "Маринеры".
Официальных сообщений от Минобороны России по поводу инцидента с "Маринерой" нет. Однако The Wall Street Journal сообщила со ссылкой на источники, что Россия направила один из подводных крейсеров и другие подразделения ВМФ в Северную Атлантику "навстречу танкеру Marinera – для его защиты от захвата американскими силами".
А 7 января в НАТО заигрались и пошли на абордаж. Судно взял под контроль американский десант.
Испытание на прочность
Несмотря на официальные дипломатические ноты Москвы, корабли США продолжали гнать наш танкер по Северной Атлантике, как волки – лося. И ключевой вопрос, который тревожит общество, иначе не сформулировать: почему официальная реакция правительства России остается столь сдержанной? Почему мощь русского ВМФ демонстрируется через намеки в зарубежной прессе – а не с помощью жесткого наглядного ответа?
Отставной военный летчик, ведущий популярный тг-канал Fighterbomber, дает ситуации емкое и горькое определение. Все это – часть тревожной тенденции, ведущей к утрате образа России, как страны, всегда способной защитить свое имущество за рубежом.
Лет десять назад я даже не сомневался бы, что к танкеру уже летит Су-24, который одним своим видом заставит весь флот США написать рапорт об увольнении. И если какой-то кораблик береговой охраны попытается обидеть наш кораблик, то вся мощь ВМФ покажет, что нельзя так делать никогда.
Боевой офицер считает, что Россия все последние годы слишком увлекалась обещаниями сокрушительных ответов и прочими дипломатическими изысками в ситуациях, когда нужно было отвечать оружием. Сомнения в жесткости ответа породили у противника ощущение безнаказанности: русские всё стерпят. Fighterbomber с горечью констатирует:
Все эти наши "красные линии" уже сыграли свою роль. Всем без исключения на них теперь совершенно плевать. Ситуацию могут исправить либо какие-то эпичные подвижки на украинском фронте. Либо немедленное обострение: захватили наш танкер – мы захватили два любых американских корабля.
С этим анализом солидарен военный корреспондент Александр Коц. Он не сдержал эмоций и задался вопросом – а почему наше Минобороны молчит?
Как мы вообще дошли до того, что кому-то приходит в голову отжать судно под российским флагом? Американская пресса пишет, что мы выслали навстречу русскому танкеру наши подлодку и другие корабли Балтфлота. Почему мы не рассказываем об этом по всем каналам? Почему не показываем, что готовы силой защищать свое право на свободное судоходство?
Коц выступает за переход от оборонительной риторики к асимметричным действиям и задается вопросом, не пора ли России создать собственного "списка теневого флота" противника для ответных мер по всему Мировому океану.
Может, наложим санкции на западные суда, поставляющие Киеву оружие. Может, пора вводить санкции в отношении кампаний, поставляющих на Украину оружие, элементы энергетики. Потопили наш танкер – взорвали два их. Отжали у нас судно - экспроприировали три их. Чего щеки-то подставлять?
А что на практике?
Пока дипломаты выражают озабоченность, а военные аналитики спорят о степени угрозы, на первый план выходит вопрос практических мер по предотвращению подобных кризисов в будущем. Участник СВО, военный эксперт Алексей Васильев (тг-канал "Русский инженер"), предлагает конкретное и реализуемое решение: срочное создание эскортного "патрульного флота" на базе переоборудованных гражданских судов.
Суть идеи – в быстрой массовой конвертации гражданских сухогрузов или других судов в носители минимального набора легкого вооружения. Такие корабли, формально переведенные в состав ВМФ, смогли бы на законных основаниях сопровождать и защищать торговые суда в дальней морской зоне. "Главное условие, чтоб их было много, дешево, и быстро", — резюмирует Васильев, указывая, что такая программа не только закрыла бы текущую уязвимость, но и дала бесценный военный опыт экипажам кораблей. Эксперт подчеркивает:
Это патрульный флот который можно построить в сжатые сроки. Или создать. Из готовых торговых судов. Ему не нужны скоростные характеристики на уровне современных фрегатов, сложные гидролокаторы, современные системы управления, сложные дорогие системы вооружения. Один "Панцирь-М", пулеметы, радар, и несколько расчетов БПЛА разного назначения.
Прислушаются ли в Минобороны к мнению участника СВО – пока неизвестно. Но как бы то ни было, нынешняя эпопея "Маринеры" – больше, чем морское пиратство. Это буквально "стресс-тест" для всей системы защиты национальных экономических интересов России.
