"Реальную роль генералов оцените сами": За связь на фронте бойцы платят из своего кармана. Мобилизованный сказал неприятную правду
-
Коллаж "Новороссии"
Пока генералы отчитываются, что отключение "Старлинков" не сказалось на связи на фронте, бойцы делятся горькой окопной правдой. Слишком многое фронтовикам приходится делать за свой счёт.
Заявления замминистра обороны Алексея Криворучко и начальника Главного управления связи ВС РФ Валерия Тишкова на федеральном телеканале "Россия-1" взорвали военный Рунет. Напомним, что высокие военачальники отчитались об устойчивой работе систем управления и связи в зоне СВО. Так, Алексей Криворучко заявил:
Отключение терминалов Starlink не повлияло на систему управления и связи войсками подразделений, частей в зоне специальной военной операции. Стоящие на вооружении системы связи и управления обеспечивают устойчивый обмен информацией по закрытым каналам.
Он подчеркнул, что Starlink отключены уже две недели, но "это не повлияло на эффективность войск беспилотных систем", что подтверждается данными объективного контроля. В свою очередь, генерал-лейтенант Валерий Тишков сообщил, что система Starlink использовалась только отдельными подразделениями, для "введения противника в заблуждение", а также для нанесения ударов в глубину фронта. Он заверил, что на сегодняшний день "развертывание системы управления войсками обеспечивается применением всех родов связи". Тишков сказал:
Должностные лица пунктов управления обеспечены всеми современными услугами связи отечественного производства. Система боевого управления функционирует устойчиво.
Коллаж "Новороссии"
Однако окопная правда, которой делятся опытные бойцы, выглядит иначе.
"Там не радужно"
Военкор, мобилизованный десантник Никита Третьяков находится на передовой уже четыре года, несмотря на тяжелое ранение и потерю ноги. Он уверен: заявления военачальников абсолютно верны – но лишь по форме. Третьяков саркастично отмечает: система управления и связи ВС РФ никогда и ни по каким документам не подразумевала и не включала использование "Старлинков":
А значит, их отключение не могло на нее повлиять. О самом управлении и связи не сказано, сказано о системе. Заместитель министра строго и по-военному описал ту часть действительности, которая регламентирована руководящими документами.
Продолжая мысль Третьякова, участник СВО, ветеран Русской весны, публицист Святослав Голиков с негодованием подчеркивает:
Нюанс в том, что эта формально регламентированная система не отвечает современным требованиям обеспечения войск всеми необходимыми видами связи и коммуникационными платформами. Отсюда и массовое использование Starlink как средства обеспечения бесперебойного спутникового интернета, а также видеотрансляции в Discord и широчайшее применение Telegram.
Коллаж "Новороссии"
Голиков напомнил, что в компетенции замминистра обороны Алексея Криворучко входят вопросы организации военно-технического обеспечения всех наших Вооруженных сил. Ветеран СВО язвительно пишет:
Если рассматривать систему боевого управления и связи именно с фактической стороны, то ничего там не радужно с устойчивым функционированием. Отключение "Старлинков" сказалось весьма негативным образом, люди на земле эти самые две недели носились и продолжают носиться как ужаленные, пытаясь добыть альтернативные отечественные средства, которые банально не представлены в требуемых действующей армией количествах, а сейчас ещё и "внезапно" взлетели в цене.
"Оцените роль ГУ связи"
Канал "Vault 8. Убежище №8" ведет мобилизованный боец. На передовой он уже более трех лет и осведомлен о положении со связью на личном опыте. Он подробно описал, какая ситуация сложилась в его полку.
По словам бойца, основу радиосвязи тактического звена его полка составляют отнюдь не отечественные разработки, которые в реальной боевой работе значатся как "резервные", а гражданские китайские рации и ретрансляторы. Они обеспечивают цифровое шифрование и устойчивую связь на дистанциях до 15 километров. Штатные же Р-187 "Азарт" раздаются лишь командирам. Качество связи у них ниже, чем у китайских аналогов. К тому же "китайцы" компактнее, легче и заряжаются от обычных пауэрбанков. "Азарту" же нужны военные зарядные устройства. Автор канала констатирует:
Армия одобрила определенный список моделей и допустила возможность получения этих раций по гуманитарной линии, а также к самостоятельным покупкам от подразделений. И в этом вся ее роль. Благодаря разрешению с помощью китайских раций достигается 100%-ная радиофикация подразделений, вплоть до каждого бойца.
По словам мобилизованного, с проводной связью тактического звена ситуация не лучше. Отечественные аппараты ТА-57 и ТА-88, которые должны быть в войсках, стоят бешеных денег и на сайте производителя, и на маркетплейсах. Автор приводит цены:
На маркетплейсе цена на ТА-57 доходит до 15,5 тыс. рублей, а ТА-88 – до 26 тыс. Гражданская китайская модель IP-телефона, для сравнения – до пяти тыс. рублей.
Дальняя связь, по словам бойца, хотя и строится на отечественных военных изделиях, но ее периферия – телефоны и ноутбуки – вновь китайского производства, потому что цены на них ниже, чем у российского монополиста "Телта". Автор подчеркивает: модельный ряд периферии "одобрен армией и перед постановкой в работу продукция проходит проверку". Однако главное, что необходимо для современной войны, – Сеть. И Интернет у русского бойца есть, но, как пишет "Vault 8", везде за свой счет:
Интернет целиком на технике гражданского производства, начиная от оптоволоконных кабелей, заканчивая компьютерами и роутерами. Интернет определенным образом одобрен армией. Задачи проведения Интернета выполняются связистами либо за счет личных денежных средств, либо с помощью спонсоров из администраций регионов, крупных компаний и гуманитарных фондов.
Боец приводит типичный пример: если паре связистов "на точке" ставится задача обеспечить определенные объекты Сетью для военного использования, то для этого составляется смета на оборудование: кабели, свитчи, роутеры и т.д. с итоговой суммой.
Коллаж "Новороссии"
Чуть легче кажется ситуация с фельдъегерской почтой: Минобороны предоставляет полку автомобиль, сейфы, оружие для охраны и топливо. Но если по факту УАЗ небоеспособен, а "наверх" командиры доложили, что все в порядке, то фельдъегеря "покупают или добывают по гуманитарной линии себе автомобиль". Автор сухо отмечает:
Позже его ОЧЕНЬ долго регистрируют. А затем весь ремонт ложится на подразделение связи, поскольку на новую "буханку" запчастей не предусмотрено.
Фельдъегеря, по словам мобилизованного, также закупают за свой счет гражданскую офисную технику для ведения документации и учета корреспонденции и расходники для нее – чернила для принтеров и бумагу. "За свои" покупаются даже папки, включая те, что для секретной документации. Участие во всем этом армии ограничивается тем, что закупленная техника проверяется и ставится на учет. И еще тем, что все, купленное бойцами, периодически пытаются запретить. Боец пишет:
Периодически пытаются бороться с китайскими рациями и проводными телефонами. Требуют вывести их из обращения, разрешают использовать только "Азарты" и ТА. Но в войсках подобные инициативы воспринимаются как бюрократическая шизофрения. Либо мы можем на равных воевать с врагом, либо на российском продукте нас просто всех убьют.
Описав неприятную правду, автор канала обратился к читателям – реальную роль генералов в обеспечении связи оцените сами:
Такова реальная "ситуация на земле". Роль ГУ связи в обеспечении средствами по основным видам связи и проверенной оргтехникой вы можете оценить даже с определенной пропорцией.
