Протасевич боится смертной казни: найдёт ли петля своего «хероя»?

Автор: Редакция Новоросинформ

Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что пассажиры, летевшие одним рейсом с бывшим боевиком нацистского полка «Азов», одним из организаторов прошлогодних массовых беспорядков в Белоруссии Романом Протасевичем, говорили, что тот кричал в самолёте: «Мне грозит смертная казнь!» п

Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что пассажиры, летевшие одним рейсом с бывшим боевиком нацистского полка «Азов», одним из организаторов прошлогодних массовых беспорядков в Белоруссии Романом Протасевичем, говорили, что тот кричал в самолёте: «Мне грозит смертная казнь!» после посадки борта в Минске.

В Белоруссии смертная казнь не отменена, она действует в качестве наказания за особо тяжкие преступления. Роман Протасевич в Белоруссии может быть обвинён сразу по нескольким пунктам:

— госизмена;

— организация массовых беспорядков;

— сотрудничество с иностранными спецслужбами;

— наёмничество.

Вполне достаточно для высшей меры наказания или пожизненного заключения. И это не считая военных преступлений, по которым Лукашенко предлагает выдвинуть обвинение Протасевичу правоохранителям ЛНР.

В то же время запрет на полёты самолётов авиакомпании «Белавиа» в страны Европы, а также угроза других санкций, прежде всего на экспорт нефтепродуктов, тоже влияют на белорусского президента. Поэтому он и пытается «передать пас» в следственной работе и наказании военного преступника и агента спецслужб стран НАТО Романа Протасевича другой заинтересованной стороне — ЛНР.

«Он знал, что говорил, он понимал, что там, на юго-востоке Украины, ему могут быть предъявлены претензии, и это уже совершенно иная ситуация», — отметил Александр Лукашенко.

Учитывая извечную любовь Александра Григорьевича к конвертации политических моментов в сугубо экономические результаты, можно предположить, что данный реверанс в сторону ЛДНР и их следственных органов есть не что иное, как предложение киевскому режиму, который уже успел «впереди паровоза» закрыть своё воздушное пространство для «Белавиа» и ввести запрет на ввоз ряда товаров белорусского производства, отыграть назад или, по крайней мере, перейти к обсуждению и «торговле».

Генеральная прокуратура Луганской Народной Республики обратилась к Белоруссии с просьбой предоставить задержанного Романа Протасевича для проведения следственных действий.

«Генпрокуратура ЛНР обращается к депутатам Народного совета и к главе республики с ходатайством рассмотреть возможность усилить наказание за совершение преступлений, связанных с применением запрещённых средств и методов ведения войны, а также совершение геноцида, ужесточив его вплоть до высшей меры», — сообщила пресс-служба ведомства.

Идёт игра на повышение ставок.

globallookpress.com / Pavlo Gonchar
Кто такой Роман Протасевич и отчего столько шума?

Генпрокуратура ЛНР установила, что Роман Протасевич являлся активным участником террористической организации «Азов» и с лета 2014-го по зиму 2015 года участвовал в военных действиях и преступлениях против мирного населения республик Донбасса.

В интервью белорусскому оппозиционному изданию «Наша нива» Протасевич сам подтверждал своё участие в боевых действиях в Донбассе в составе «Азова» с позывным Ким.

— Ким, в отряде нам сообщили, что вы были ранены под Широкино. Когда и как это произошло? Восстановились ли вы после ранения?

— Это произошло 22 марта. Во время изменения позиции на правом фланге передовой линии в посёлке Широкино попал под огонь миномётной батареи противника, в результате чего получил осколочное ранение грудной клетки (спас бронежилет, осколки не задели жизненно важные органы) и контузию.

Впрочем, благодаря профессионализму военных врачей я уже через месяц снова был в строю.

— Как долго вы в зоне АТО?

— Уже практически год. Сейчас служу в Мариуполе.

 — Вспомните ваш первый бой. Как это было? Что вы чувствовали, когда впервые стреляли в человека?

— Первый бой практически для любого человека, пусть даже и прекрасно подкованного теоретически, — смесь животного страха, непонимания происходящего, огня, земли и бетона.

Главное в такой ситуации — опытные братья по оружию или командир…

 — Приходилось ли воевать непосредственно против кадровых российских воинских частей?

— Да, приходилось.

— Как вы попали в полк «Азов»? Почему именно это подразделение вы выбрали?

— Я попал в «Азов» на основании отбора, который был един для всех. 

 — Как относится к белорусам-добровольцам местное население в Донбассе?

— К сожалению, среди местного населения до сих пор остаётся много тех, кто поддерживает Россию и свой любимый «совок».

Вот именно в «борьбе» с мирным населением Донбасса и проявил себя террористический полк «Азов», в котором Протасевич дослужился до заместителя командира роты связи. И именно из-за террористических действий против мирного населения Донбасса, за геноцид против мирного населения полк «Азов» был признан террористической организацией даже Конгрессом США, который заподозрить в симпатиях к ЛДНР невозможно.

На Романе Протасевиче лежит такая же ответственность за геноцид мирного населения, как и на других боевиках этого террористического формирования. Именно с этой стороной деятельности Протасевича связан интерес к нему прокуратуры ЛНР.

Кто не был в Донбассе и плохо представляет себе, как украинские боевики обходились с мирными жителями, может увидеть это в фильме «Ополченочка», снятом в ЛНР на основе реальных событий. Там есть сцены расправы украинских боевиков над мирными жителями Донбасса, снятые практически с документальной достоверностью.

Помимо участия в террористическом формировании «Азов», Роман Протасевич в тесном сотрудничестве с польскими спецслужбами и их «старшими партнёрами» вёл телеграм-канал Nexta, через который координировал массовые беспорядки в Минске и других городах Белоруссии. Специалисты говорят о том, что канал Nexta работал в тесном взаимодействии с польской «Центральной группой психологических действий» — центром психологических операций, работающим под руководством западных спецслужб.

Кроме того, благодаря тесным связям с польскими спецслужбами Роман Протасевич способствовал получению формированием «Азов» финансирования по линии польских и американских спецслужб.

globallookpress.com / Rokas Lukosevicius / IMAGO
Многовекторная месть, или Как усидеть на двух стульях

После окончания службы в формировании «Азов» Роман Протасевич долгое время спокойно жил в Минске и никаким преследованиям со стороны властей не подвергался. Белорусские власти вполне устраивала русофобская деятельность Протасевича и его единомышленников-националистов. Более того, власти Белоруссии всячески способствовали деятельности националистов, направленной на дерусификацию республики и выдавливание русского языка и культуры.

Так продолжалось, пока Протасевич не начал вести телеграм-канал Nexta и пока в республике не начались протесты, связанные с подготовкой и особенно с результатами президентских выборов 2020 года. Только тогда Роман Протасевич стал для президента Белоруссии Александра Лукашенко врагом.

Уже сейчас очевидно, что вся история с посадкой самолёта авиакомпании Ryanair, следовавшего из Афин в Вильнюс, в аэропорту Минска — это не успех белорусского КГБ, а слив западных спецслужб, на который купился в условиях крайне малого времени на принятие решения Александр Лукашенко.

Дело в том, что для западных спецслужб ценность Протасевича после блокирования мессенджером телеграм-канала Nexta резко снизилась, и кому-то пришла в голову мысль, что Протасевич на воле куда менее ценен для кураторов, чем Протасевич в СИЗО КГБ Белоруссии.

Первым это понял сам Протасевич ещё на борту самолёта:

«У меня был личностный конфликт только с одним человеком, достаточно напряжённый…

Я написал в рабочий чат за 40 минут до вылета, куда и как я буду лететь. Там был и этот человек. И случается такая ситуация… Одна из первых вещей, о которой я подумал, — реально меня просто подставили! Я нигде это не говорил, а как только я это сказал, сразу оказался в Минске. Вот сразу!

Я уверен, что у него были связи с киберпартизанами. Которые ранее занимались лжеминированиями по всей Беларуси. Причём массовыми», — говорит он на видео телеканала «ОНТ».

Ну не может же Протасевич открыто заявить, что его слили его же кураторы? Или может? По крайней мере, можно совершенно точно сказать, что прикрывать он никого не собирается: у него было время очистить контакты и историю сообщений в смартфоне, можно было уничтожить накопитель и сам смартфон, но он этого не сделал. Значит, сразу принял решение «сотрудничать».

От задержания Протасевича есть польза. Как минимум один агент влияния Ватикана и польских спецслужб уже выявлен — это администратор телеграм-канала «Церквач», сеющий ненависть к Русской православной церкви и лично к патриарху. Им оказался директор по региональному развитию радио «Вера» Денис Маханько.

Позже всех факт провокации западных спецслужб в случае с Протасевичем осознал белорусский президент. После этого Лукашенко и начал предлагать «разобраться» с Протасевичем прокуратуре ЛНР, желая переместить весь негатив на руководство республики.

Почему же негатив, если задержан военный преступник и агент спецслужб Запада, спросите вы. И будете правы! С точки зрения правосудия задержание и следственные действия над военным преступником, участником террористического формирования и организатором массовых беспорядков по заданию иностранных спецслужб — чистая победа. Так должна заканчиваться «карьера» каждого неонациста и террориста. Но для «многовекторной» политики Александра Григорьевича, привыкшего зарабатывать на противоречиях между Западом и Россией, санкциях Запада против России, а также проводящего дерусификацию  республики против воли её населения, — это лишние сложности с западными партнёрами. Отсюда и попытки переложить ответственность за судьбу и наказание Протасевича на республики Донбасса.

Главным проводником западного курса в правительстве Александра Лукашенко является глава МИД Белоруссии Владимир Макей. Он идеолог дерусификации, куратор националистической оппозиции и контактное лицо президента Белоруссии в отношениях с западными элитами.

И пока Владимир Макей руководит внешнеполитическим ведомством Белоруссии, никакой реальной интеграции с Россией в рамках Союзного государства ждать не приходится — это очень точный индикатор «многовекторных» устремлений белорусского президента, на протяжении многих лет срывающего процессы интеграции и нанёсшего авторитету президента РФ Владимира Путина значительный ущерб как в России, так и за рубежом.

Что же касается Романа Протасевича, смертная казнь ему не грозит: Александр Лукашенко никогда не пойдёт на такой шаг, чтобы не разгневать западные элиты, а руководство ЛНР, несмотря на все заявления Генпрокуратуры, санкционирует максимум пожизненный либо просто длительный срок заключения для террориста Протасевича.

Худшее, что может произойти, — это обмен Протасевича на кого-то из пленных ополченцев либо находящихся в заключении украинских политиков уже через пару лет после приговора. И в ЛДНР, и в Белоруссии вполне могут найтись лоббисты такого решения.

После такого обмена Запад получит для белорусской оппозиции нового лидера взамен невыразительной, скучной, бесцветной и «травоядной» Светланы Тихановской — с ореолом «героизма» и раскруткой в подконтрольных СМИ в качестве мученика за народ Белоруссии и Украины, за которым могут пойти многие молодые люди с ещё не сформировавшимся критическим мышлением. Поэтому можно со всеми основаниями считать выдачу Западом Романа Протасевича белорусскому руководству частью долгосрочной информационно-психологической операции.

Можно констатировать, что накануне встречи Владимира Путина со своим американским коллегой Джозефом Байденом в Женеве западным спецслужбам Протасевич куда выгоднее в СИЗО КГБ РБ, чем на свободе. Чтобы покрыть в геополитических раскладах промах белорусского руководства и ослабить санкционное давление Запада на республику, нашему президенту на предстоящей встрече придётся поступиться интересами России в каком-либо другом вопросе. Белорусская независимость и «многовекторность» её руководства обходится Москве всё дороже и дороже.

Единственная форма существования и Белоруссии, и Украины, которая соответствует долгосрочным интересам как народов самих этих стран, так и России, — это регионы в составе РФ. История с Протасевичем лишний раз говорит о неготовности элит Белоруссии к самостоятельной геополитической игре. Не их уровень. Украинское руководство свою «игру» провалило много лет назад, оказавшись в полной зависимости от «вашингтонского обкома», и расплачиваться за этот провал ему придётся главным достоянием своей fail state — чернозёмами.

Автор: Артём Шарлай

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров