Не «сторонники федерализации», а русский Донбасс: о главных итогах юбилея ЛНР
12 мая, Луганская Народная Республика отмечала своё семилетие. В 2014 году в этот день были объявлены итоги референдума о независимости ЛНР. Много событий произошло за эти годы: война, разруха, восстановление разбитой снарядами инфраструктуры, попытки запустить некогда мощную экономику, которую унич
12 мая, Луганская Народная Республика отмечала своё семилетие. В 2014 году в этот день были объявлены итоги референдума о независимости ЛНР. Много событий произошло за эти годы: война, разруха, восстановление разбитой снарядами инфраструктуры, попытки запустить некогда мощную экономику, которую уничтожали в последние 30 лет, с момента свалившейся на головы русского Донбасса украинской «незалежности», восстановление системы госуправления, органов государственной власти, относительная нормализация социально-экономической ситуации, выезд тысяч жителей в 2014–2015 гг. из республики в поисках лучшей жизни и возвращение многих в последние годы.
С чего всё начиналось
После крымского референдума события Русской весны развивались стремительно. Возвращение Тавриды в состав России побудило к более активным действиям другие русские регионы Украины, и прежде всего Донбасс. 6 апреля практически одновременно в Луганске митингующие взяли здание областного управления СБУ, в Донецке — здание областной администрации, как и в Харькове, кстати, тоже. Через несколько дней в Славянск зашёл отряд ополченцев…
Между ситуацией в Донецке и Луганске очень много общего, но есть и свои особенности. Если в Донецке уже на следующий день была провозглашена Донецкая Народная Республика, то в Луганске пока ни о какой собственной республике ещё и не слышали. Только спустя неделю-две после взятия здания СБУ в палаточном городке и на улицах Луганска стали появляться флаги ЛНР и соответствующая символика. Этому есть логическое объяснение.
Во-первых, в Донецке не один год действовала организация «Донецкая Республика» во главе с Андреем Пургиным, которая активно продвигала идею создания Донецкой Республики задолго до событий 2014 года, как минимум со времён первого «майдана» 2004 года. К тому же в последние годы в Донбассе была возрождена история Донецко-Криворожской Республики, которую в своё время насильно впихнули в состав УССР. Да и региональный патриотизм в Донецке всегда был особенным, более мощным, чем в Луганске.
Во-вторых, Луганск более имперский город. Он старше Донецка, и, соответственно, большую часть своей истории провёл в составе Российской империи. Поэтому луганчане исторически менее склонны к самостоятельности. Они более ориентированы на единое русское пространство и единую большую страну.
Если внимательно посмотреть видео- и фотохронику событий в Донбассе в марте—начале апреля 2014 года, то можно обратить внимание на то, что в Луганске не было ни одного флага ЛНР, в отличие от Донецка, где флаги ДНР использовались вместе с российскими практически с самого начала событий донбасского восстания.
Хорошо помню, как примерно на второй неделе существования палаточного лагеря у здания захваченного протестующими Луганского управления СБУ постепенно начали появляться надписи, плакаты и даже нарисованные флажки с ещё очень разнящейся своей вариативностью символикой «Луганской Народной Республики». Народ воспринимал их с добрым юмором, как и разработанные интернет-воинами флаги Запорожской, Кировоградской, Херсонской и прочих «республик».
Тогда всё это воспринималось скорее как троллинг хунты, захватившей власть в Киеве. Луганчане, массово поддержавшие Русскую весну в Луганске, ждали возвращения в Россию по примеру Крыма.
Референдум как альтернатива «крымскому сценарию»
«Решение о проведении референдума было принято 5 мая,когда в Луганске прошёл народный координационный совет громад Луганской области, результатом которого стало решение о проведении народного референдума. Вечером того же дня губернатором Луганской области В. Д. Болотовым был издан приказ № 6-05/05 от 05.05.05.2014 о проведении референдума и назначении меня председателем ЦИК», — вспоминал в интервью ИА «Новороссия» первый глава ЦИК ЛНР Александр Малыхин.
Даже в день проведения этого референдума, 11 мая 2014 года, большинство из пришедших на голосование были уверены, что вслед за ним будет объявлен второй референдум — о вхождении ЛНР в состав России. Не случайно такой явки, как на том референдуме, не было никогда прежде ни на одних выборах. И скорее всего, уже и не будет в будущем.
Можно сказать, что провозглашение независимости ЛНР было вынужденной альтернативой «крымскому сценарию». Ведь Крым уже был автономией в составе Украины, а мы — нет. И для «крымского сценария» нам необходим был статус автономии.
В те дни в Луганске царила неимоверная атмосфера праздника возвращения в Россию. Да, именно так. Впервые с момента развала СССР люди почувствовали, что могут что-то решать, что голос народа — это не пустой звук. У всех перед глазами был пример Крыма, и большинство верили, что Донбасс вернётся в Россию похожим образом. Но история, к сожалению, распорядилась иначе, и путь в Россию растянулся на долгие годы.
Семь лет становления государственности
Попробуем подвести итоги семилетнего периода существования Луганской Народной Республики. С одной стороны, срок небольшой, а с другой — достаточный, чтобы ретроспективно взглянуть на прошедшие годы.
Уровень жизни за семь лет в ЛНР значительно вырос, это признают даже отпетые «всепропальщики» и проукраинские элементы. Повышение зарплат, пенсий и соцвыплат действительно приблизило стандарты жизни к соседней Ростовской области. А после анонсированного повышения выплат с июля 2021 года в некоторых сферах зарплаты даже могут превысить средний показатель многих регионов России.
Но проблем ещё очень много, особенно в регионах республики: продолжающийся процесс закрытия шахт, которые не только являются основой жизни целых посёлков и городов, но и напрямую влияют на ситуацию с водными ресурсами. Не случайно в последние пару лет очень сильно обмелели многие реки и водохранилища на территории республики.
Непонятные серые схемы с работающими шахтами тоже привели к большим проблемам в важнейшей сфере экономики Донбасса. Создание госпредприятия «Востокуголь» внесло какие-то положительные коррективы, но варварское использование угольных предприятий прошлыми дельцами поставило отрасль на грань выживания. То же самое можно сказать о ситуации на крупнейшем предприятии ЛНР — Алчевском металлургическом комбинате. Не случайно информация о забастовках в Алчевске, несмотря на все попытки её замолчать, просочилась и в российские СМИ.
Принятие программы экономического развития, привлечение российских инвестиций — это то, в чём прежде всего нуждается экономика республик Донбасса. Но это всё упирается в политику. Именно от политической воли российского руководства зависит будущее республик.
Полумиллионный голос Донбасса
Накануне зампред Совета Федерации РФ Андрей Турчак заявил, что новые граждане России из ЛНР и ДНР, число которых уже превысило полмиллиона, смогут принять участие в выборах депутатов Государственной думы. На самом деле, это очень важное решение, потому что участие в выборах фактически закрепит Донбасс в российской политической системе. Голос жителей ЛДНР будет услышан на высшем уровне, а в самих республиках, наконец, начнётся становление нормальной общественно-политической системы. Это, в свою очередь, повлияет и на другие сферы жизни, от экономики и финансов до образования и культуры.
Визит в Донбасс высокопоставленной российской делегации во главе с Андреем Турчаком и целым рядом депутатов Государственной думы не только засвидетельствовал поддержку Донбасса со стороны России на высшем уровне, но и придал уверенности жителям республик в завтрашнем дне.
Жители Луганска, как и Донецка, хотят быть сопричастны к судьбе России. И полноценное участие в выборах депутатов Государственной думы —важнейший шаг в этом направлении.
Главный итог семилетия республик
Ещё в начале становления ЛНР и ДНР не принято было говорить о прямом участии России в жизни Донбасса.Жителей республик называли то «сторонниками федерализации Украины», то безнациональными или даже украинскими «антифашистами», под негласным запретом была открытая демонстрация российских флагов. Всё это воспринималось внутри Донбасса, мягко говоря, с непониманием. Сегодня ситуация серьёзно изменилась.
Практически на всех государственных учреждениях ЛНР и ДНР рядом с республиканскими флагами развевается российский триколор. Образовательные программы, от школ до вузов, полностью переведены на российские стандарты, дети активно изучают свою родину — Россию. Украинский язык вернулся к своему историческому статусу малороссийского фольклорного наречия. А чего стоит принятие доктрины «Русский Донбасса», которая не только окончательно определила вектор развития республик, но и стала прецедентом в процессе национального возрождения в общероссийском масштабе.
Очевидно, что на место политической неопределённости будущего Донбасса, которая наблюдалась в первые годы становления республик, сегодня пришло понимание неизбежности возвращения Луганска и Донецка в состав России. А значит, выбор Донбасса не только не забыт, но и надёжно защищён и будет обязательно реализован. В этом, пожалуй, главный итог семилетия ЛНР и ДНР.
Автор: Тихон Гончаров