Киев пошёл на самый большой компромисс, Москва потерпела стратегическую неудачу. Прогресса нет – США умывают руки. Главные новости
-
Коллаж "Новороссии"
Зеленский "дерзнул" дважды: наша позиция и так уже предельно уступчивая. Женевские переговоры обречены ещё до старта. В Европе абсолютно не готовы к конструктивному диалогу.
Спонсоры, мы и так старались
Накануне очередного раунда переговоров, намеченных на 17–18 февраля в Женеве, Владимир Зеленский пошёл, как он выразился, на "самый большой компромисс" ради мира. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, он сформулировал его так:
Самый большой компромисс со стороны Украины – то, что Путин и его друзья не в тюрьме.
Разумеется, такую формулировку моментально разобрали на цитаты. Вместо конструктива и предметного разговора нелегитимный президент снова опустился до личных оскорблений и персональных выпадов.
К реалистичным шагам ради достижения мирной сделки Зеленского настоятельно подталкивает Дональд Трамп. В свою очередь Зеленский назвал идею "заморозки" линии фронта уступкой Киева, да и собственную позицию, подкрепленную переходом на личности, тоже как уже предельно уступчивую. В придачу в Киеве требуют неких гарантий безопасности, вплоть до подтверждения со стороны Конгресса США, что ещё больше загоняет переговорный процесс в тупик.
Доженевские дерзости Зеленского эксперты объясняют не столько эмоциональным срывом, сколько желанием показать своим западным спонсорам: дескать, мы и так сделали всё, что смогли и другие уступки не планируем. В итоге вместо снижения градуса русско-украинские переговоры вошли в ещё одну спираль эскалации. С вполне осязаемым риском сорвать переговорный трек ещё до его старта.
Замкнутый круг
Дерзкий тон Киева отразился и на американской повестке. В публикации The New York Times украинские чиновники откровенно жалуются на давление со стороны администрации Трампа:
Белый дом настаивает на отказе от Донбасса и торопит с заключением мира на фоне приближающихся выборов в США. Поэтому Трампу хотелось бы покончить с украинским конфликтом уже к лету этого года, и он поставил ультиматум: посредничество Штатов между Москвой и Киевом возможно, пока есть прогресс. Не будет прогресса – США умывают руки.
Зеленский, разумеется, опроверг наличие каких-либо ультиматумов и повторил дерзость о "самом большом компромиссе". В американской администрации в свою очередь дали понять: гарантии безопасности будут обсуждаться только после достижения компромисса с Москвой. Получается замкнутый круг: Киев требует гарантий до мирного соглашения, Вашингтон предлагает гарантии после него.
Кстати, в самой Украине выборы должны были состояться еще в 2024-м году. Если верить источникам в Верховной раде, нелегитимному Зеленскому дан срок до 15 мая для проведения президентских выборов. В кулуарах вовсю обсуждают рейтинги и нежелание офиса президента торопиться с электоральными решениями. Это не только снижает пространство для манёвра на переговорах, но и даёт повод США все настойчивее говорить о существовании пределов терпения. Как бы то ни было, временное окно для заключения сделки озвучено.
30 тысяч санкций
Президент Финляндии Александр Стубб на той же Мюнхенской конференции заявил, что Россия якобы потерпела стратегическую неудачу в конфликте, поскольку Москва не достигла своих целей по ослаблению НАТО. В интерпретации Стубба вступление Финляндии и Швеции в альянс как раз и стало доказательством провала русских расчётов.
При этом очевидные разногласия внутри самого НАТО и попытки глав европейских государств найти собственный подход к Дональду Трампу (вплоть до экзотических предложений сходить в баню) в риторике Стубба отсутствуют. Его декларация о "стратегической неудаче" Москвы соседствует с признанием усталости Европы от конфликта и полной зависимости от американской помощи. В Москве подобные демарши восприняли как очередное подтверждение политики двойных стандартов и нежелание Европы устранить первопричины конфликта. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа напомнил:
Против Москвы введено свыше 30 тыс. санкций. Это как одно из доказательств того, что лидеры Европы утонули в русофобии и абсолютно не готовы к ведению переговоров.
В сухом остатке на Мюнхенской конференции не было сделано ни одного практического шага к деэскалации, лишь подтверждение линии на усиление давления. Но если бы Россия поддавалась чужому давлению или от кого-то зависела, она бы, как неоднократно заявляли русские лидеры, давно была бы "съедена".
