Давид Худжец: О польской предвыборной военной кампании
В этом году, 26 января Сейм Польши принял закон, запрещающий бандеровскую идеологию. В соответствии с этим законом за отрицание преступлений УПА, прославление Степана Бандеры, Романа Шухевича, ОУН-УПА или Ваффен-СС Галичина в Польше будут наказывать лишением свободы на срок до трех лет. В то же вр
В этом году, 26 января Сейм Польши принял закон, запрещающий бандеровскую идеологию. В соответствии с этим законом за отрицание преступлений УПА, прославление Степана Бандеры, Романа Шухевича, ОУН-УПА или Ваффен-СС Галичина в Польше будут наказывать лишением свободы на срок до трех лет. В то же время в поправке к Закону об Институте национальной памяти аналогичное наказание грозит всем, кто «публично и вопреки фактам, обвиняет польский народ или государство за преступления нацистов, совершенные Третьим рейхом».
Учитывая закон о декоммунизации, мы получим картину, согласно которой в Польше находятся под запретом бандеровская героизация, нацизм, коммунизм, а также приписывание польскому государству и народу (как совокупности) участия в этих преступлениях, или уменьшения их масштаба. Это уже вызвало резкую реакцию со стороны Украины, Израиля и Соединенных Штатов. Департамент США прямо заявил, что законопроект повлияет на «способность к эффективному партнерству» . Мерой польско-американского альянса, такими образом, являются исторические вопросы, концентрируемые вокруг «избранного народа». Именно потому данная часть закона так взбудоражила Штаты!
Фактически историческая политика ПиС проявлялась в польском законодательстве во времена, когда еще не было этой партии, и у власти стояла левая группировка.
Согласно конституции 1997 года и поправке к закону об ИНП, опубликованной год спустя, в уголовном кодексе действует каждый из упомянутых выше пунктов. Каждый! Речь идет о «польских лагерях смерти», которые являясь частью так называемого «Освенцима лжи», принижают или отрицают любые этнические преступления, полностью исчерпывая все вопросы об УПА.
В настоящее время Право и Справедливость не ввели новый закон, а всего лишь подчеркнули жирной линией уже существующий. Этого было достаточно для решения Верховного суда, которое развеяло бы любые сомнения. Вместе с тем, были бы проблемы, потому что если сторонники нацизма, антисемитизма или отрицатели Холокоста в Польше уже могут быть наказаны, я до сих пор не слышал о приговорах за «польские лагеря смерти», прославление УПА, коммунизма и т.д.
Напротив, прокуратура в Польше открыто признала, что антибандеровские лозунги являются подстрекательством к разжиганию ненависти по национальному вопросу.
В принципе, еще до недавнего времени правящая партия в Польше, изо всех сил старалась скрыть факт пребывания бандеровцев на Украине, всех кто говорил об этом, называли провокаторами и русскими агентами. Однако давление со стороны общественности вынудило ПиС четыре года назад перед выборами сделать заявление, что Польша не потерпит культа УПА на Украине. После выборов эта тема на долгое время исчезла. Не так давно, бывший министр Вайцеховский объявил, что возник черный список бандеровцев. Тот, кто оказался в нем, неизвестен по сей день. Точно так же время покажет, будет ли кто-нибудь наказан за поощрение украинского шовинизма, фактически этот закон может остаться мертвой буквой, или преступлением «низкой социальной вредности».
Но, дело даже не в этом. С точки зрения «новой общественной» политики, Польша, управляемая ПиС, уже успела поссориться с Украиной, Израилем, Германией, Россией и США. При этом за исключением флагмана партии русофобии Качиньского, эти конфликты возникают за несколько месяцев до выборов в местные органы власти. В Польше мы шутим, что, если дорожные строители начали ремонтировать дороги, это означает – приближаются выборы.
Аналогично, на примере Украины, ПиС, в течение четырех лет не видевшая там бандеровцев, только теперь начинается что-то менять. Слово «что-то» здесь ключевое, несмотря на то, что борьба с этим явлением может происходить на территории Польской республики, между Киевом и Варшавой на самом деле ничего не меняется. «Осуждая преступника, мы у себя дома поддерживаем его преступления», – так могло бы звучать заявление польского Сейма.
Несомненно, если президент Дуда не передумает и подпишет законопроект, котировки ПиС значительно возрастут. Вопрос только в том, произведет ли то, что думают США о польском суверенитете, впечатление на Вислу, подобно Израилю и Украине. Поскольку я лично подписываюсь за этот закон двумя руками, я бы по-прежнему рекомендовал внимательно следить за политикой Качиньского. Я полагаю, что это эффективная предвыборная игра, которая ничего не изменит.