Аркадий Минаков: Новая русская идеология
Республики Донбасса почти четыре года ведут войну: в защиту своей земли и против националистической Украины. На этих же фронтах развернулась борьба русского миропонимания с нынешней украино-бандеровской идеологией. По мнению историка, доктора исторических наук Аркадия Минакова, на сегодняшний день и
Республики Донбасса почти четыре года ведут войну: в защиту своей земли и против националистической Украины. На этих же фронтах развернулась борьба русского миропонимания с нынешней украино-бандеровской идеологией. По мнению историка, доктора исторических наук Аркадия Минакова, на сегодняшний день и России, и ЛНР с ДНР нужна новая идеология, которая сможет преодолеть раскол русского народа.
«Конечно, ЛНР и ДНР, как и большая часть Украины, во всяком случае — Новороссийская дуга от Харькова до Приднестровья не имеют никакого отношения даже к тому, что называют Малороссия. Эти территории традиционно воспринимались как часть Российской империи, являлись частью имперского государственного строительства. На данных территориях всегда и абсолютно доминировало этнически русское население, русская культура и русское национальное самосознание. Поэтому для выработки адекватной идеологии необходимо, прежде всего, обращение к русскому историческому опыту, корням, культурным и языковым практикам, которые бытовали на этих территориях.
Безусловно, это часть Большой России, которая существует вне зависимости от национально-государственного, территориального деления, которое было проведено в 1922 и последующие годы. Только общецивилизационный подход, только понимание того, что мы составляем единую русскую цивилизацию может послужить основой для новой идеологии. Другой вопрос, что разработка и внедрение этих идеологических постулатов, с моей точки зрения, необходима, потому что идеология задает цель, что нужно как для государства, так и для общества. Цель нужна, чтобы определить направление образования, развития культуры, деятельности СМИ и массу других вещей. Если их идеологически не направлять самим, то это будут делать чуждые цивилизационные силы, что мы наблюдали во время 1990-х. Это происходило ярко, четко, акцентировано, когда все эти направления культивировались теми политическими группами, которые ориентировались на Запад. Это, с моей точки зрения, недопустимо. Но для того, чтобы от такой практики отказаться нужно пересмотреть Конституцию, в которой есть запрет на государственную идеологию.
Идеология Российской империи – это то, что когда-то укладывалось в формулу министра народного просвещения при Николае I графа Сергея Уварова – православие, самодержавие, народность. В переводе на современный язык – это идеология сильной, централизованной, суверенной государственности, основами которой являются православные ценности. И главным носителем этой государственности является русский народ. Так было до 1917 года.
Мы видим, что идеология, которая бытовала в Советском Союзе, является интернационалистической, и она на первых порах носила русофобский характер: игнорировала русские национальные интересы, а слово «патриотизм» являлось ругательным. И модель государственного устройства, которая вытекала из доктрин марксизма-ленинизма, носила в себе одно исключительно важное, но крайне негативной для русских, как этноса, начало: СССР не был государством русского народа, в отличие от Российской империи, пусть со всеми оговорками. Советский Союз рассматривался как плацдарм для мировой революции, к которому должны были в итоге присоединиться многие другие социалистические республики, и коммунизм восторжествовал бы во всем мире. Здесь русские национальные интересы вообще никак не просматриваются, у русских людей нет никакой субъектности. При этом искусственно были созданы национальные республики, которые раскололи русский народ: Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахстан. То есть, советский проект расколол русский народ, так был запущен процесс образования новых народов, например украинцев.
Поэтому мне представляется, что новая идеология, которую ищут Россия и Республики Донбасса, должна в максимальной степени учитывать этот факт. Нужно разрабатывать тот идеологический проект, который сможет преодолеть эту встроенную ущербность».